В конце сентября состоится тендер на сооружение крупнейшего платного автобана |
Минтранс объявил, что в конце
сентября состоится тендер на сооружение крупнейшего платного автобана.
Он соединит две российские столицы и станет частью транспортной артерии
Москва - Хельсинки. По словам замминистра Александра Мишарина,
проектируемая магистраль короче существующей на 60 км. Разгоняться можно
будет до 160-180 км/ч, но любителям прокатиться с ветерком придется
платить по рублю за каждый километр. Дорога обойдется ориентировочно в
150-180 млрд. рублей - из бюджета и от частных инвесторов. За это
последним намечается отдавать часть прилегающих к трассе территорий в
аренду. Традиционная российская беда - плохие дороги - дает о себе знать на каждом шагу. Забитые пробками, не рассчитанные на современные скорости дороги не дают, например, по-настоящему подняться малому бизнесу, завязанному во многом на автомобильных перевозках. А на их реконструкцию и строительство новых в бюджете нет денег. Выход - привлечь частный капитал. Инвестор, чтобы деньги вернуть, начнет брать плату за проезд. К слову, к этому уже подступались. Насколько себя оправдали первые платные дороги? С таким вопросом корреспондент газеты обратился к советнику министра транспорта Александру Носову. Идея сделать дороги платными возникла уже в начале 90-х годов, - говорит он. - У нас было несколько проектов: участки в Липецкой области на трассе М-4 "Дон", в Псковской, три моста в Барнауле, Саратове и под Воронежем. Но сейчас как платный функционирует только участок под Липецком. Остальные снова стали бесплатными. - Проезд оказался людям не по карману? Да нет, плата терпимая. На упомянутой дороге М-4 за все 18 км 10 рублей с легковушки и 40 - с самого тяжелого грузовика. А вот объекты выбрали неудачно. Начинать надо было с тех районов, где высок спрос на дороги. Сегодня это Московский регион и Ленинградская область, где и люди живут побогаче, и пробок больше. - Кто все это оплатит? Первые платные дороги строились и реконструировались за государственный счет. Но казна не бездонная. В этом смысле Россия не исключение из правил - на дороги денег нет ни у одной страны. Например, в далеко не бедной Франции в конце 50-х состояние дорожной сети было просто катастрофическое - в год вводилось всего несколько десятков километров. Ситуация изменилась, когда привлекли частный капитал. Теперь эта страна стала лидером развития концессионной системы. - Считаете, что и для нас годится концессия? Конечно. Принцип концессии прост: государство разрабатывает проект строительства или реконструкции существующей дороги, выделяет часть средств, а остальное предоставляет инвестор, который берет кредит в банке. Дорога строится на общие деньги, но принадлежит она государству. Частных дорог у нас не предполагается. Чтобы строительная компания могла вернуть кредит и заработать, дорогу передают ей в управление, то есть на это время она становится платной. По истечении оговоренного срока дорога переходит в управление государства. А уж оно решает, сделать проезд бесплатным или продолжить собирать деньги. - И какой обычно срок аренды? Есть пример, когда мост отдали в управление компании на 75 лет. А вообще по опыту оптимальным считается срок 30 лет. Главное, чтобы был соблюден основной принцип концессии - при минимальном расходовании бюджетных средств построить государственную дорогу. Сроки окупаемости зависят от множества факторов, но главное - от востребованности. Где-нибудь под Москвой строительство первоклассного скоростного шоссе с большой интенсивностью движения может оправдаться и за 7-10 лет, а в глубинке хорошо если за 30-40 окупится. - Какими предполагаются расценки за проезд? Их будут регулировать сами компании, взявшие дороги в управление, а государство только установит потолок цен. Но я считаю, что они все-таки должны быть сопоставимы с мировыми. - Это при наших несопоставимых доходах?.. Нормальный инвестор никогда не будет ни задирать тариф, иначе никто не поедет, ни лишать себя прибыли. Но при выборе золотой середины нужно учитывать другое: если из-за низкой стоимости на дорогу устремятся все желающие, то опять возникнут пробки. А пользующийся дорогой человек должен получить комфорт, за который он платит деньги. Справка Помимо магистрали Москва - Санкт-Петербург, в ближайшие годы предполагается построить еще несколько платных дорог. В первую очередь это будут выезды из столицы в направлении Ногинска и Минска - до города Одинцова. Разработчики проектов рассчитывают, что они окупятся прежде всего за счет большого потока грузовых машин. А в ближайшее время Минтранс немерен внести в правительство законопроект о платных дорогах в России. Если он будет принят, то целая сеть платных дорог появится в стране уже в 2009 году. Так, водителям самое время копить деньги на проезд. "Труд" |
Узнать цены на наши услуги можно на странице "Цены".
Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами.